PDA

Просмотр полной версии : Изготовление двухсторонних печатных плат методом ЛУТ



Leonid21
13.07.2014, 16:19
Уважаемые радиолюбители. Хотел бы обратиться к вам за помощью. На днях делал плату двухстороннуюю для синтеза Сергея. Делал по методике ЛУТ. Так вот после травления совместил оба слоя контрольными отверстиями. Но при сверлении сверло в кружке под пайку не садится строго по центру. Кто как делает двухсторонние платы и как? Кроме ЛУТа нет возможности по другому делать платы. Итак вопросы: Как центруете сверло при сверлении и как совмещаете оба слоя так чтобы отверстия были сторого подогнаны без разброса? Хотелось бы научится делать без косяков.
П.С. Уважаемый Дмитрий RU9CA простьба не банить меня. :-|

UN7RX
13.07.2014, 16:22
А чем сверлите? Если вручную, то скорее всего наклоняете сверло, если же на станочке, то при совмещенных контрольках должно совпадать...

UA5O
13.07.2014, 16:26
Наберите в Гогле.Там и фото и видио полно.Всё это просто делается, конвертом.А сверлить лучше станком, особенно если гетинакс толстый.Если 1мм и меньше, можно ручной дрелькой-приспособой.

RN4NAB
13.07.2014, 16:34
Leonid21,
См. по ссылке http://www.r4n.su/forum/viewtopic.php?f=28&t=35&sid=c7f638a1169dcb88 7afeda76cbba146b&p=3801#p852
Сверлил плату для RLC_USB сверлом 0.55.

UY5VD
13.07.2014, 17:37
Леонид, в площадках, где будеш сверлить, Layouтом замени внутренние кружочки на диаметр сверла и всё будет ОК!


Виктор
----------------------------
ехUB5FQC-1963г

Слесарь
13.07.2014, 18:02
при сверлении сверло в кружке под пайку не садится строго по центру.

Надо чтоб у вас в заготовке ПП были заранее в четырех углах просверлены калибровочные отверстия. Распечатывайте рисунок ПП на бумаге. Прикладывайте бумагу к заготовке ПП. Отмечайте калибровочные отверстия и сверлите.
Далее, (опишу свой способ, не знаю как делают ЛУТ), у меня два фотошаблона, первого и второго слоев платы. При экспозиции первого слоя, совмещаю калибровочные метки фотошаблона первого слоя с отверстиями на заготовке ПП. Далее, экспозиция второго слоя, так же совмещаю метки фотошаблона второго слоя с отверстиями заготовки ПП.
Далее, проявка и травление.

RN4NAB
13.07.2014, 18:10
Надо чтоб у вас в заготовке ПП были заранее в четырех углах просверлены калибровочные отверстия.
Достаточно двух точек.
177178

UA5O
13.07.2014, 18:19
Технология одинакова, что для ЛУТ, что для фоторезиста.И тем и тем делаю давно.Про ЛУТ забыл правда.Качество не то. ЛУТом надо иголками тех отверстия совмещать.

Александр_М
13.07.2014, 18:44
калибровочные отверстия.

надо иголками тех отверстия совмещать.
Это опять же годится только если эти самые калибровочные отверстия просверлены строго перпендекулярно плате, иначе - кю!

ur3vcd
13.07.2014, 19:07
Отверстия не совпадают потому, что бумага при печати неравномерно протягивается, при нагревании деформируется и изображения могут не совпадать. Тоже самое касается процесса переноса рисунка на плату. Чем больше плата, тем больше разбежность. Наиболее вероятно искажение по вертикали (при книжной ориентации), по этому необходимо стараться чтобы бОльшая сторона платы была ориентирована вдоль горизонтального края листа.
Многие принтеры печатают не 1:1, а чуть искажают масштаб одной из осей По этому рекомендую для своего принтера распечатать эталонные геометрические фигуры максимального размера, измерить реальный размер и вычислить поправочный коэффициент.
Самое правильное, когда прямоугольная двухстороння плата распечатывается на одном листе за один проходт (сразу обе стороны платы), причем крайне желательно чтобы обе стороны платы находились на одной горизонтальной линии. Затем такой рисунок перегибается пополам, точно совмещаясь. Бумага, в перегнутом состоянии, обрезается в размер заготовки платы. Заготовка платы вставляется между обоих рисунков так, чтобы один угол обоих слоев совпал с заготовкой, фиксируется и пропускается через ламинатор. Тогда направляющие отверстия могут вообще не понадобиться, а температурные расширения везде одинаковы и минимальны.
Я в свое время начал строить станок с ЧПУ для изготовления печатных плат - хотел наносить рисунок ЛУТом, а на станке делать обрезку и сверловку. Но столкнулся с этой же проблемой - принтер и нагрев искажают размещение отверстий и результат не предсказуем. А добавить к этому ещё время на подготовку управляющих программ, проверку всего, закрепление и выставление заготовки на станке - понял что станок с ЧПУ совершенно не годится для ЛУТ. Проще вручную микродрелью все "потыкать".
https://www.youtube.com/watch?v=wNVb9eoQLmY

UA5O
13.07.2014, 19:30
Это опять же годится только если эти самые калибровочные отверстия просверлены строго перпендекулярно плате, иначе - кю!

Такое ощущение, что Вы этим никогда не занимались.Калиброво чные отверстия нужны для совмещения сторон рисунка, когда конверт делаешь.А дальше от кривизны рук зависит.Уже писал, если гетинакс больше 1мм, то только станком надо сверлить, если 1мм и меньше, то чем угодно.Разбег будет минимальный.Говорю из опыта.Только за последние несколько месяцев больше 30 плат сделал, если не больше, разных видов сложности.Остальные проблемы выше коллега описал.Всё полностью подтверждаю.

Слесарь
13.07.2014, 21:21
Многие принтеры печатают не 1:1, а чуть искажают масштаб одной из осей По этому рекомендую для своего принтера распечатать эталонные геометрические фигуры максимального размера, измерить реальный размер и вычислить поправочный коэффициент.

За деформацию пленок при печати на принтере пожалуй соглашусь, а вот с искажением масштаба принтерами несогласен. По крайней мере SprintLayout 5 и разные принтера.
Как проверял? - Я печатаю сразу два фотошаблона и складываю их вдвое, совмещаю рисунки. Для чего я это делаю? - Этим я снижаю прозрачность тонера и улучшаю контраст.

UA5O
13.07.2014, 21:38
а вот с искажением масштаба принтерами несогласен.

Я тоже пользую только Лайот.Чем больше плата, тем больше разбег.Когда крутиш в зеркале и нет.До 1-2 мм прим., специально не замерял.У меня 3 разных принтера, и нового и старого образца.2 струйных и лазерник новый Канон.При опыте, всё это решается.И разбег,даже на больших платах остаётся в пределе пайки пятака.Что там конкретно влияет на размер и рисунок, докапываться не хочу.Есть такое дело и всё.Даже если и бумага тянется.Надо найти способ как это обойти.Всё равно на результат повлиять мы не можем.Переделывать принтер не будеш.

Слесарь
13.07.2014, 21:46
Смотрите какая плотность монтажа.

http://www.cqham.ru/forum/attachment.php?attac hmentid=166859&d=1392978256

это плата размером 110 x 190 мм. Выводы микрух 0.8 мм. Проблем с масштабом нет....

Александр_М
13.07.2014, 22:05
Такое ощущение, что Вы этим никогда не занимались.
В том-то и дело, что занимался, и много, правда, не ЛУТ, а фотоспособом, но проблемы схожие... А запостил это(возможно, с Вашей точки зрения и глупое) сообщение, потому что вспомнил, как сам мучался, потому что мой самодельный станок сверлил немного вкось, а я не мог понять, в чём дело...

Чем больше плата, тем больше разбег.Когда крутиш в зеркале и нет.До 1-2 мм прим., специально не замерял.
Да Вы что, смеётесь, или я неправильно понял, что у Вас было расхождение между слоями в 1-2мм??? Для меня, например, несовпадение слоёв 0,2-0,3мм уже брак, и это между краями, на большой плате!
...Шаблоны для фоторезиста одно время печатал тоже на лазернике Кэнон(с последующей обработкой Денсити Тонером), всегда полезно перед печатью пару раз прогнать через принтер лист, чтоб дал термоусадку, ну и, как правильно сказано выше, печатать обе стороны на одном листе, за один проход.
...Может кому пригодится - я печатаю из программы разводчика на виртуальном принтере(Linotronic 530 v52.3 из состава самой Винды) в файл, файл потом открываю программой CorelDRAW(в ней же, кстати, можно легко убедиться, что стороны совпадут, если расположить на одном листе), из неё же печатаю, результат 100%, хоть для струйника, хоть для лазерника, так что очень рекомендую.

UA5O
13.07.2014, 22:14
Проблем с масштабом нет....

У меня тоже давно нет проблем.:smile: И гораздо мельче монтаж делал.Человек начинающий, поэтому и подсказываем ему грабли.


В том-то и дело, что занимался, и много, правда, не ЛУТ, а фотоспособом, но проблемы схожие... А запостил это(возможно, с Вашей точки зрения и глупое) сообщение, потому что вспомнил, как сам мучался, потому что мой самодельный станок сверлил немного вкось, а я не мог понять, в чём дело...

Извините, не хотел Вас обидеть.У каждого свой опыт.И каждый подстраивает свои железки под свою норму.Там просто был разговор за совмещение сторон рисунка.Когда начинал был разбег.Ну может не 2мм, но 1мм точно.Пишу по памяти.Давно было.Мы вроде как за ЛУТ говорим.Просто я им давно не пользуюсь, поэтому и показал конверт для фоторезиста.Чтоб было у человека представление.Перечи тал свой пост.Действительно можно понять, что сейчас такая проблема.Это когда ЛУТом делал было.При ЛУТе на бумаге разбег есть.И не у одного меня.Я много время проводил на других форумах посвящённой этой теме.Так до конца там никто не решил эту проблему.

UR5QOP
13.07.2014, 23:44
Отверстия не совпадают потому, что бумага при печати неравномерно протягивается, при нагревании деформируется и изображения могут не совпадать. Тоже самое касается процесса переноса рисунка на плату. Чем больше плата, тем больше разбежность.

Добавлю к этому, что и с одного листа бумаги ( плотность 90 г\м) мелованная совпадения не гарантированы, потому как волокна на листе расположены хаотично и смещение может происходить случайным образом - проверено не однократно.. Но для размеров синтезатора 4Z5KY проблем не возникло. Совмещаю два отдельных листа на оконном стекле и смотрю через бинокулярную лупу.Совмещения провожу по отв. в пятачках ( 0,6 мм) Два листа фиксирую ценниками ( см скан)
Для повышения точности можно прогреть лист в микроволновке или прогладить утюгом с температурой не выше 170 гр.

UA5O
13.07.2014, 23:58
Если быть совсем точным, то на плёнке,под фоторезист, тоже разбег есть всегда,хоть и малюсенький, когда большие платы делаешь.Но в итоге всё в пределах получается.Этим вопросом достаточно скрупулёзно занимался.Переписыва лся, кто на дому партиями всякую муть делает.У всех такая ерунда.Мне нечем померять на сколько микрон разбег.А он может и от неточного совмещения быть.И от моего не идеального станка для сверловке.На что грешить не известно.Вобщем как на заводе не сделаешь.Но после запайки деталей, вообще ничего не определить.Всё как в аптеке.:smile:

Leonid21
14.07.2014, 00:06
Только что пришел домой. Пока почтитаю Ваши ответы уважаемые коллеги. :-P

Ну так вот, сделал вчера плату синтеза по печатке Василия Анатольевича UR5YFV. Вот прилагаю фото обоих слоев. Сверлил со стороны где стоят все радиодетали.
По сути исходя из ваших сообщений Я все таки делаю что не так.
http://images.vfl.ru/ii/1405286700/b0634e9f/5700141_m.jpg (http://vfl.ru/fotos/b0634e9f5700141.html ) http://images.vfl.ru/ii/1405286700/fbc1b3ea/5700142_m.jpg (http://vfl.ru/fotos/fbc1b3ea5700142.html )
Посмотрите в увеличенном виде на вторую фото и будет Вам понятно. Н-ый наклон при сверлении есть, т.к. мотор с патроном зафиксированы а плата в руке но все же стараюсь плату держать горизонтально.
Рисунок перевелся хорошо но как видно из фото хлорное железо все же начало подъедать участки платы где идет общий провод. Как Я понимаю из ответов по теме что если делать плату методом ЛУТ то только фоторезистом. И что интересно на фото на второй плате, где то отверстия сошлись а где то нет! Все таки неравномерно бумага растягивалась и деформировалась при печатании или при галажке утюгом

UA5O
14.07.2014, 01:02
Для того, чтобы дать совет надо видеть как Вы всё делаете.Во всех процессах и ЛУТом и фоторезистом, есть свои тонкости.Плату вашу, конечно можно сделать лучше, однозначно.И при изготовлении и при травлении есть нюансы, которые приходят с опытом и экспериментами.В нете на форумах всё можно найти.При травлении, особенно если зазор напр.0.2мм между дорожками, то лучше использовать свежий раствор.И применить бульбулятор с компрессором, и не передерживать плату, чтоб не подъедало края.При ЛУТе , это гораздо критичней.Ну и т.д.Если хотите качество,надо переходить на резист.Но только не наше дерьмо ВЩ.А итальянский надо использовать.И качество и стабильность обеспечены.ЛУТом хорошего качества я добился только при переводе рисунка под прессом.Утюгом можно делать аккуратно, но до своего предела.

Слесарь
14.07.2014, 05:42
У меня тоже давно нет проблем.:smile: И гораздо мельче монтаж делал.Человек начинающий, поэтому и подсказываем ему грабли.

А гораздо мельче, это сколько? Какие типы корпусов микрух?

Добавлено через 11 минут(ы):


Ну так вот, сделал вчера плату синтеза по печатке Василия Анатольевича UR5YFV. Вот прилагаю фото обоих слоев. Сверлил со стороны где стоят все радиодетали.
По сути исходя из ваших сообщений Я все таки делаю что не так.

Вам надо было самому нарисовать свою ПП согласно того какие у вас получаются ПП на выходе. Наверняка Василий Анатольевич рисовал ПП под промышленное изготовление. Переносите на другой слой в основном только землю и крупные проводники питания, делайте под это дело крупнее пятаки. Лично я упорно продолжаю делать в основном на односторонних ПП, даже под RF компоненты.

177204

в таком духе...

Александр_М
14.07.2014, 08:09
Если быть совсем точным, то на плёнке,под фоторезист, тоже разбег есть всегда
Нет, в том-то и дело, если сделать, как я говорил выше, не будет никакого разбега вообще, хоть на плёнке, хоть на бумаге, по крайней мере, на этапе печати, останется только проблема совмещения слоёв и термодеформации при ЛУТ.
...Тоже занимался этим вопросом довольно много, считаю, что мой способ вывода на печать лучший, ну, по крайней мере, для меня. :)

RA4YEL
17.07.2014, 20:45
Ребят, вообщем сделал Я другую плату этого же синтеза но сначала напечатал оба слоя, подогнал оба слоя через стекло и лампочку и протравил. Вроде бы все ок получилось. Осталось просверлить... Спасибо всем за ответы:smile: Нашел для себя много интересного.